Программа
элективного курса технологии
в 9 классе Учитель:
Солнцев А.А. Нелемное 2008
Пояснительная записка
Программа
элективного курса по технологии для 9 класса составлена на основе федерального
государственного компонента государственного стандарта и авторской программы
«Охота и охотничьи промыслы», составленной для обучения в юкагирской
национальной школе им. Спиридонова Н.И. (Текки Одулока).
Программа позволяет
всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем,
дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение
технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения
применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному
направлению предпрофильной подготовки.
Основным
предназначением программы является: - продолжение формирования культуры труда
школьника;
- развитие системы технологических знаний и трудовых умений;
- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
- уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда
Программа
включают в себя разделы «Столярное дело», «Электротехнические работы»,
«Слесарное дело», «Охота и охотничьи промыслы».
Обучение
школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов
природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием
программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим
сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- творческая, проектная деятельность;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных,
профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую
среду и здоровье человека;
- перспективы и социальные последствия развития
технологии и техники.
- Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника,
его семьи и общества конкретный учебный материал для включения в программу был
отобран с учетом следующих положений:
- распространенность изучаемых технологий;
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в
разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую
направленность;
- возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической
направленности обучения, наглядного представления методов и средств
осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого,
духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел
программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что
изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно
предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы –
обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей
познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются
теоретические сведения, практические работы, моделирование и конструирование,
сборка, разборка и ремонт оборудования, экскурсии.
В программе
предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При
организации творческой или проектной деятельности учащихся учтена ее связь с их
познавательными потребностями.
При отсутствии
возможностей для проведения занятия (отсутствия объекта труда, невозможность
проведения экскурсий) можно использовать технические средства обучения:
видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Основными
результатами освоения учащимися программы
элективного курса технологии являются:
- овладение знаниями о составляющих современного
производства товаров и услуг, структуре
организаций, нормировании и оплате труда.
- овладение трудовыми и технологическими
знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с
их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
- умения ориентироваться в мире
профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым
видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда,
уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности,
ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и
организационных способностей, необходимых для последующего профессионального
образования и трудовой деятельности.
Изучение
программы элективного курса технологии направлено на достижение следующих
целей:
- освоение
знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;
научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности;
- развитие технического мышления, пространственного
воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации
для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования
материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе
коллективной деятельности;
- воспитание
уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного
отношения к труду и результатам труда;
- формирование
готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда,
товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального
образования.
На изучение программы элективного
курса технологии в 9 классе выделен 1 час в неделю из национально-регионального
компонента с учетом обучения по программе «Охота и охотничьи промыслы», на
которую отведено 8 часов.
Поурочный тематический план
программы элективного курса технологии в 9
классе
№
| Раздел, тема |
|
Раздел
I.
Столярное дело | 1
| Вводное занятие. Правила ТБ. Профессии. Ознакомление с
планом программы элективного курса | 2
| Сведения по трудовому законодательству. Пожарная
безопасность на производстве. Общие правила ТБ. | 3
|
Обработка наружных и внутренних криволинейных поверхностей | 4
| Изготовление строгательного инструмента | 5
|
Практическое занятие по теме «Изготовление строгательного
инструмента» | 6
| Облицовывание поверхности древесины. Ремонт облицованных
изделий | 7
| Практическое занятие по теме «Облицовывание поверхности
древесины» | 8
| Сведения о механизации и автоматизации мебельного
производства. Использование технических средств обучения | 9
| Сборка мебели из готовых изделий. Изготовление секционной
мебели | 10
| Практическое занятие по теме «Сборка мебели из готовых
изделий. Изготовление секционной мебели» | 11
| Практическое занятие по теме «Сборка мебели из готовых
изделий. Изготовление секционной мебели». Проектная работа | 12
|
Изоляционные и смазывающие материалы. Обобщение раздела |
| Раздел II.
Электротехнические работы | 13
| Экскурсия в ДЭС. Знакомство с устройствами, их
составляющими. Правила ТБ | 14
| Электрические цепи, автоматы, двигатели. Основные элементы | 15
| Сборка, разборка электрооборудования | 16
|
Обобщающий урок по разделу II. |
|
Раздел III.
Слесарное дело | 17
|
Экскурсия в слесарный цех котельной, ДЭС. Правила ТБ на
территории слесарного цеха. | 18
| Механизированные инструменты для сборочных работ | 19
| Практическое занятие по теме «Заточка, наладка
инструмента» | 20
| Практическое занятие по теме «Подгонка и установка
деталей, шпонок, втулок» | 21
| Практическое занятие по теме «Применение спецсъемников» | 22
| Разборка, сборка, ремонт и регулировка изношенного
оборудования | 23
| Практическое занятие по теме «Отвинчивание резьбовых
деталей» | 24
|
Практическое занятие по теме «Исправление дефектов
деталей» | 25
| Практическое занятие по теме «Сверление. Промывка и сборка
деталей» | 26
| Практическое занятие по теме «Сборка, запуск,
регулирование оборудования». Обобщение раздела III. |
| Раздел IV.
Охота и охотничьи промыслы | 27
|
Приобретение, учет и хранение огнестрельного оружия | 28
|
Разновидности охотничьих ружей. Выбор, его технические
данные. | 29
| ТБ при обращении с оружием. | 30
| Практическое экскурсия по теме «Использование оружия в
тайге. | 31
| Сезонное использование. Прицеливание, спуск курка» | 32
| Уход за оружием. Разборка, сборка, смазка, название
деталей. Вероятные причины отказа, устранение неисправностей. | 33
|
Снаряжение патронов в домашних условиях. Инструменты,
сырье, заготовки, мерки, данные пороха, ТБ. | 34
| Практическая экскурсия по теме «Безопасность на охоте.
Способы ношения оружия, его положение при стрельбе, заряжении, чистке» | 35
| Практическая экскурсия по теме «Безопасность на охоте.
Способы ношения оружия, его положение при стрельбе, заряжении, чистке» | 36
|
Обобщение раздела IV. |
|