Принято:
Решением № 2 Управляющего Совета
МОУ НСОШ им. Текки Одулока
Протокол № 2 ль 05.12.2012 г.   


Утверждаю:
Директор МОУ НСОШ им. Текки Одулока
_______________ А.А. Солнцев
«___» __________ 2012 г.


Инструкции
по организации действий работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений при обнаружении явных признаков жестокого обращения с детьми и подростками
Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия
•    Сообщить директору школы.
•    Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).
•    Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.
•    При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.
•    Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.
•    При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной
ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).
•    При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
•    В образовательном учреждении должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).
•    В образовательном учреждении необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).

Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или др. действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.

Алгоритм действий специалистов ОУ в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку

•    Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние;
•    Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка;
•    Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;
•    При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;
•    Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком;
•    При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;

Явные признаки жестокого обращения с детьми:
•    Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
•    Следы сексуального насилия;
•    Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
•    Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
•    Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома;
•    Асоциальное поведение ребенка:
»     Ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
•    Ребенок побирается;
•    Ребенок грязно или не по сезону одет;
•    Наличие какой- либо информации о фактах   жестокого обращения с детьми.
•    Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
•        Наличие информации   о фактах     вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:
•    асоциальное поведение ребенка;
•    ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
•    у ребенка на теле травмы, следы насилия;
•    ребенок побирается;
•    ребенок грязно или не по сезону одет;
•    семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
•    наличие какой- либо информации о фактах   жестокого обращения с детьми;
•    наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
•    наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком

•    Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом директору школы.
•    Информируются родители (законные представители).
•    Директор самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
•    Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
•    При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

Алгоритм работы социального педагога образовательного учреждения по выявлению случаев жестокого обращения с детьми

1. Подробное  изучение     социально-педагогических     характеристик  классов     и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.
2.    Участие в работе методического объединения классных руководителей для
своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).
3.  Составление картотек учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж)
3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.)   на тему «жестокое   обращение   и   насилие»    с   использованием   законодательной   базы   об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
4. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов    жестокого    обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.
6.    При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.
Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать контактные телефоны ППМС-центра, «Телефона доверия» и/или межведомственной группы экстренной психолого-педагогической помощи при Управлении образования, по которому можно получить оперативную помощь специалиста.
7.    Обратиться в центр социально - психологической реабилитации для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.
8.      Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).
1.    В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в приюте, социально-реабилитационном центре, социальной гостинице или стационаре.
2.    В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.

Основные задачи:

•    Проводить    профилактические    мероприятия    по    предупреждению    жестокого обращения с детьми;
•    Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
•    Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;
•    Проводить работу по реабилитации жертв насилия.

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.