Юкагирские огни


Угрюмые вершины Аргатааских гор укрыты белым искрящимся на солнце ковром. Снег лежит здесь круглый год, лишь в самую теплую пору он чуть подтаивает на нижних склонах. А вокруг - вековая тайга, богатая пушным зверем. Превозмогая усталость, охотники терпеливо выслеживают хитрющих лисиц, быстроногих соболей, юрких белок. Оскудеет промысловый участок, - следопыты переходят на другое угодье. Так и кочуют беспрерывно. От стужи укрываются у костров, и горит тех костров бесчисленное множество - сколько рассыпано в небе звезд. Жаркие, колыхающиеся языки огня с треском пожирают сухие сучья, поднимаются в поднебесье, обращаясь в замысловатые отсветы полярного сияния.

- Сказка, - улыбается 13-летняя Люда Шадрина.

Такова легенда - одна из многих, сложенных поколениями юкагиров, - маленькой народности Крайнего севера. 67 - летний Егор Иванович Шадрин - человек из этой легенды. и то, что его дочери кажется сказкой, он познал лично.

- Страшное то было время, - вздыхает старый охотник.

Холод и голод, эпидемии оспы и другие болезни постоянно сопутствовали юкагирам. Они добывали много мехов, но благами их труда пользовались тойоны - богачи и купцы, забиравшие за бесценок все шкурки. От когда - то многочисленного рода осталось менее пятисот человек. Извелись бы и они, но над студеным Якутским краем взошло солнце Великого Октября, Новая жизнь пришла.

Искусный охотник, отзывчивый к чужому горю, Егор Иванович Шадрин стал вожаком следопытов. Он жадно прислушивался к большевикам, которые появлялись в стойбище, всем сердцем воспринимал слова ленинской правды:

- Хватит кочевать. Из дымных тордохов надо переселяться в светлые дома.

- Непривычно это для нас, - колебались охотники.

- Советская власть поможет освоиться…

Шадрин первым преодолел сомнения, сумел убедить других. Собрались старики на совет - обсудить, где основать поселение. Порешили: самое подходящее место - на берегу Ясачной. Привлекает оно природной красотой и обилием рыбы в реке.

Маршрут последней кочевки пролегал по студеной Колыме. Связали несколько плотов, погрузили на них нехитрый скарб и поплыли вниз по течению. На новом месте наскоро поставили времянки - тордохи. Мужчины отправлялись добывать рыбу на ужин. Улов отменным оказался - нельма живым серебром отливала в вечерних солнечных лучах.

Подобно быстроногому оленю, проникла далеко окрест молва о необычных "тордохах", и в селение потянулись охотники. По - хозяйски осмотрели жилье, удовлетворенно отмечали:

- Хорошо!

И оставались…

На карте Якутии появлялись новое имя - Нелемное. На живописном берегу Ясачной, словно на параде, выстроились дома. Возведены они на государственные средства, бесплатно переданы северянам в постоянное пользование. Сейчас здесь одно из отделений совхоза "Верхнеколымский".

Село растет, наступает на тайгу. В лучшем здании - школа. дети кочевников, которые прежде не умели читать и писать, овладевают грамотой. Одной из первых их наставниц была Женя Дуглас, учительница - юкагирка. Непривычным это было - послать девушку далеко в Якутск, в педагогическое училище. Но потом по проложенной ею "тропе" пошли другие. Во многих учебных заведениях теперь учатся юкагиры, овладевают специальностями медиков, механизаторов, учителей…

Людно по вечерам в клубе, куда тянутся сельчане - особенно молодежь. Юноши и девушки унаследовали от родителей любовь к искусству. Прежде, когда кочевали по тундре, следопыты укорачивали дорогу песней. В ней выражали свою тяжкую долю, и получалась она скорбной, заунывной. Иные напевы звучали сейчас - бодрые, радостные. Возникли жизнеутверждающие мелодии - бывшие кочевники создали свою, самобытную музыку. На концертах художественной самодеятельности, которые собирают многочисленных зрителей, исполняются национальные песни и пляски. Особенно тепло воспринимается танец 2Лондол" (в переводе с юкагирского это означает "охота"), на фестивалях Якутии он неоднократно удостаивался дипломов.

У многих любимое занятие - резьба по кости. Бывало, исходив десятки километров по звериным тропам, предельно уставший охотник возвращался в тордох. Являлся с богатой добычей, - и в семье праздник. Отдохнув от таежных трудов, придвигался ближе к разведенному в очаге огню, доставал завернутый в кожу инструмент - всевозможные стамесочки, ножи, шильца. Брал в руки кусок твердый, как кремень, мамонтовой кости - останки доисторических животных и теперь частенько попадаются в здешних краях. Это очень трудно - вырезать из неподатливой заготовки задуманную фигурку. Помогало терпение, обретенное за многие годы распутывания лесных следов. И постепенно из бело-матового бивня возникало скульптурное изображение соболя, белки, а то и отдельные картины быта…

Сейчас примитивный инструмент заменен совершенным - косторез орудует фрезами и резцами из твердых сплавов. Изменились и темы творчества - нелемновцы создали барельефы, скульптуры и многофигурные композиции, отражающие отдельные моменты пушного промысла. Охота стала для юкагиров радостным делом: трудятся они на себя, на благо Советской власти. Оригинальные произведения прикладного искусства, которые можно увидеть в квартирах рабочих, украсили бы любую художественную выставку.

Веяние нового сказалось и в открытии поселковой библиотеки. Она никогда не пустует, сюда идет не только молодежь, лишь по рассказам стариков наслышанных о прежней беспросветной доле кочевников, к книгам пристрастились убеленные сединами основатели Нелемного. А выбор литературы большой - произведения советских и прогрессивных зарубежных писателей, поэтов и прозаиков Якутии. И конечно же, с особым удовольствием читаются творения Текки Одулока - такой псевдоним избрал себе первый юкагирский писатель Н.И.Спиридонов. Увлекательно, живо повествует он о счастье, которое дал трудолюбивым следопытам Великий Октябрь.

В тордохах кочевники обычно довольствовались тусклыми отсветами огня, разжигаемого в камельке - небольшом глиняном очаге. Сейчас с наступлением сумерек Нелемное озаряют огни лампочки Ильича - будто споря с полярным сиянием.

А вот еще одна цифра - 231 тысяча рублей. Столько государственных средств в восьмой пятилетке вложено в капитальное строительство. Заметно прибавилось жилья, социально - бытовых объектов. В селе сейчас действуют детский сад - ясли, больница с амбулаторией, баня, отделение связи…Налажена переработка мехового сырья. Серьезное внимание их нуждам уделено в девятой пятилетке. Совет Министров Якутской АССР принял специальное постановление, в котором определены первоочередные мероприятия. В частности, намечено возвести дополнительно жилые дома и обширный клуб, детский сад - ясли.

…С огромным энтузиазмом восприняты в "Юкагирии" решения XXIV съезда КПСС. Охотники, оленеводы, механизаторы стремятся досрочно завершить плановые задания первого года новой пятилетки, они подготовили личные трудовые подарки Октябрьскому празднику. Радость и счастье - в каждой семье.

Вл.Николаев