Нелемнинская средняя общеобразовательная школа имени Спиридонова Н.И. - Текки Одулока собирается отметить 80 лет со дня рождения Наумовой Дарьи Ивановны, заслуженного учителя ЯАССР, отличника народного просвещения. Со своими воспоминаниями делятся ее дочь Маргарита Кимовна Наумова-Зорина, подполковник полиции, заместитель начальника Осинского отделения полиции Иркутской области, юкагирский писатель Улуро Адо, и ученица Дарьи Ивановны, Прокопьева Пана Егоровна.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

 (Л. Толстой)

ПУСТЬ НЕ ИССЯКНЕТ ПАМЯТЬ

Воспоминания о Д.И. Наумовой

Дарья Ивановна Наумова  (23 февраля 1934 - 01 февраля 2003) - заслуженный учитель Якутской АССР.

Биографическая справка

 

Родилась в селе Нелемное Среднеканского района Хабаровского края в многодетной семье, была пятым ребенком в семье, единственной девочкой их девяти детей. Отец – Бессонов Иван Иванович, мать – Бессонова (Винокурова) Мария Петровна.

В 1942 году поступила в Тасканскую среднюю школу № 1 Среднеканского района Хабаровского края. Пройдя полный курс обучения, окончила школу в 1953 году, имея в аттестате зрелости двенадцать «5» и две «4» (литература, химия).

 

Учеба

 

Уже в школьные годы Дарья Ивановна проявила способности в учебе, была одна из любимых учениц Панкратия Иовича Борисова, первого учителя в Нелемном. В 1955 году она поступила в Якутское педагогическое училище, которое окончила в 1957 по специальности учитель начальной школы. В том же году она поступает в Якутский государственный университет на заочную форму обучения. Заканчивает учебу в 1965 году по специальности «Русский язык и литература».

 

Преподавание

Закончив в 1957 году Якутское педагогическое училище Дарья Ивановна возвращается в родное село Нелемное, где начинает преподавать в начальных классах. Ее первыми учениками были А. Солнцев, Н. Шалугин, Д. Слепцова. Через год ее направляют работать по направлению в с. Золотинка Алданского района. Там она работала  до 1966 г., после чего вернулась в родной район. С 1966 по 1971 годы Дарья Ивановна работала в школе п. Угольное. С 1971 года по 1979 годы она работала в школе п. Арылах, преподавала русский язык и литературу, являлась завучем школы.  В 1979 году ее назначают директором школы с. Нелемное, где она проработала   учителем до 2003 года.

Творчество

 

Все, кто был знаком с Дарьей Ивановной, отмечали ее талант педагога: во-первых, она была трудолюбива и всю себя посвящала той проблеме, над которой работала; во-вторых, обладала превосходной памятью; в-третьих, обладала знаниями в области языкознания,  и, конечно, художественной литературы вообще и северной — в частности.

Ее труды:

1. «Программа курса «Литература коренных народов Севера» (1996).

2. «Текки Одулок. Жизнь и творчество к 90-летию со дня рождения» (1996).

 

Почётные звания

  1. Награждена орденом Ленина (1970).

  2. Заслуженный учитель Якутской АССР (1978).

Воспоминания от ученика

Училась я у Дарьи Ивановны русскому языку и литературе с 5 по 10 классы. Отличницей по ее предметам я никогда не была. Редко, когда могла получить оценку «отлично». Помню, при сдаче экзаменов  в 8-м классе она даже «завалила» меня на экзамене по русском  языку. Мне тогда пришлось пересдавать его другому учителю. Я понимала, что ее требования ко мне были всегда завышены, отчего мне тогда было это непонятно и обидно. Но позже я поняла, что все это было не напрасно. Потом, после школы, когда мне приходилось писать сочинение, изложение, либо диктант, я всегда с благодарностью вспоминала о ней. Ведь не зря же говорят: «Тяжело в ученье – легко в бою».

Больше всего, в отличие от русского языка, мне нравились уроки литературы.  И это отчасти оттого, что они проходили как-то по-особому. На всю жизнь запомнилось, как Дарья Ивановна читала нам на уроках рассказы, стихотворения. А эти литературные вечера! Вспоминаю, как она проводила вечер, посвященный  С. Есенину – столики, накрытые белыми скатертями, полумрак, на столах зажженные свечи, фарфоровые кружечки с дымящимся чаем, домашнее печенье, выходят один за другим ученики, читают стихи Есенина. И вот, наконец, главная фишка – на сцене старшеклассники с гитарой, звучит песня: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком...». Ну как же после такого не выучить стихи Есенина наизусть?

На уроках Дарья Ивановна была требовательна, строга. Ученики, как мне казалось, побаивались ее, даже недолюбливали, когда она метала громы и молнии. Но вместе с тем уважали за ее за справедливость. В ней могли сочетаться такие качества как юмор, отзывчивость, доброта. Закончив школу, где-нибудь случайно пересекаясь с учениками, которые когда-то учились у нее, я всегда слышала от них, даже от тех, от кого этого не ожидаешь, теплые отзывы о ней. В свое время она сыграла не последнюю роль в выборе профессии своих учеников. Человек более сорока лет учил людей русскому языку, да так учил, что они на всю жизнь не забудут ее оценок, характеристик героев литературных произведений, ее рассказов об истории литературы. Можно сказать, что она вошла в биографию многих наших земляков, живущих в разных уголках страны, поскольку она учительствовала практически во всех школах района – Угольное, Арылах и Нелемное.

 

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Воспоминания от дочери

Говоря откровенно, воспитанием моим занималась бабушка со стороны мамы – Мария Петровна. Когда мне было года 4, мы переехали из с. Золотинка (с родины отца) в с. Нелемное. Поскольку  мама всю себя отдавала работе, я проводила свое время с бабушкой. Бабушка Марья была работящей, хозяйственной, имела в хозяйстве скотину, садила картошку, у нее в доме приветствовался культ труда и еды. Соответственно, в доме всегда было полно всякой вкуснятины. То «золотое время» мое под патронажем любимой моей бабули продолжилось до 1974 года. В конце концов, моя полная свобода стала беспокоить маму, и она решила забрать меня к себе. Так начался новый виток в моей жизни – я начала учиться в 5 классе в Арылахской школе. Тогда мне казалось, что с этого момента закончилось мое безмятежное детство. Немного погоревав по поводу разлуки с дорогой бабушкой Марьей, и с подружками детства, я смирилась и потихоньку начала привыкать к другой жизни. Мамино воспитание, в отличие от бабушки, мне показалось суровым, требовательным, но, судя по всему, правильным.  Именно те годы, проведенные вместе, сблизили меня с моей мамой, дали мне возможность узнать ее лучше, понять любимое дело всей ее жизни. Она, как и прежде, очень много работала – планы, уроки, проверки тетрадей, дополнительные занятия, совещания, заседания, кружки, секции, внеклассная работа, субботники и т.д. и т.п. Кроме этого, она принимала активное участие в общественной жизни, как школы, села, так и района.  Она вела какие-то концерты, проводила вечера, могла быть даже тамадой на свадьбах, принимала участие на всевозможных соревнованиях. Кстати, о спорте. Мама моя, как я знаю, в детстве была неплохим футболистом, в юности – хорошим волейболистом, в зрелом возрасте – заядлым теннисистом и бильярдистом, и всю свою жизнь  - шахматистом и шашистом. Как в одном человеке все это совмещалось, и как она могла все успевать – это непостижимо для меня до сих пор. Порой бывало так, что мама уходила на работу в школу  утром раньше меня, а приходила, когда я уже спала. То есть, живя в одной квартире, мы могли увидеться только в школе. Тем не менее, оглядываясь назад, хочу сказать, что все условия для нас с братом были созданы - дома всегда было тепло, мы с братом были накормлены, одеты и обуты. Редкие минуты, когда мама что-то такое «творила» на кухне. Но если она бралась готовить какое-нибудь  блюдо, она это делала с такой душой! До сих пор помню вкус приготовленной ею конской колбаски, а как она готовила маринованные грибочки, консервировала рыбу – пальчики оближешь! Еще она была творческой личностью. Помню,  что территория села делилась на зоны. И между зонами проводились соревнования по спорту, по культуре, по выставкам прикладного искусства. Естественно, ни одно мероприятие в нашей зоне не проходило без ее участия. Даже на выставки она умудрялась создавать такие шедевры ручной работы – унты, рукавички, сумочки, шапочки, украшения. Все это потом переходило мне, либо раздаривалось друзьям или просто добрым людям.  Демонстрировать ее работы на себе мне было как-то даже неудобно, потому что созданные ею вещи были необычны, красивы, эксклюзивны, не похожи на другие, а выделятся из всех в то время считалось не очень-то скромным. Ну и, наконец, она была заядлым охотником, рыбаком, ягодником и грибником. За какое бы дело она не бралась, все у нее получалось. И вот что хочу сказать, - заканчивая школу, я задумалась о выборе профессии. Естественно,  подумала, что кроме профессии учителя для меня ничего не подойдет. Но, видя перед собой живой пример настоящего педагога – фонтанирующего идеями, инициативного, творчески активного, я все-таки решила, что мне до  ее планки никогда не дорасти. А плохим, заурядным учителем быть не хотелось. Парадокс, ничего от ее личностных характеристик мне не досталось. Действительно убедилась на себе, что природа на детях отдыхает. Вот пишу свои воспоминания, а в мыслях извечный вопрос: «Интересно, какую бы оценку мне поставила мама за это сочинение?». И сейчас, подводя итоги пройденного пути, я все-таки  уверена, что все то, чего достигла, к чему пришла, и в чем состоялась – это благодаря только ей – моей любимой маме и моему дорогому учителю...

 

Наши мамы вечны не бывают.
Точат их болезни и года.
Слишком поздно сердце понимает,
Что они уходят навсегда.
Мама, моя мама дорогая,
Сколько у тебя ночей без сна...
Ты прости, что я тебе, родная,
Не смогла тепло отдать сполна.
Ты всегда в печалях утешала,
Разгоняя боль-тоску мою,
Сердцем материнским согревала
Дочку неразумную свою.
Мама, моя мама дорогая,
Ты одна на свете у меня,
Нежная, любимая, родная,
Верная защитница моя.
Но однажды ты со мной рассталась.
Свет погас в твоем родном окне,
Небо черной шалью распласталось,
Некому печаль поведать мне.
Мама, моя мама дорогая,
Голос твой меня не позовет...
Сиротинка дочь твоя родная
Тихо и безмолвно слезы льет.
Лишь во сне приходишь, навещая,
И, склонившись низко надо мной,
Божию молитву сотворяя,
Гладишь меня ласковой рукой.
Мама, моя мама дорогая,
Боль и радость светлая моя.
Ты и в небесах, моя родная,
Молишься я знаю, за меня.

 

 

 


 


Где-то в 1973 г. я был в командировке в Нелемном во второй раз. Тогда я только стал работать в качестве научного сотрудника, собирал материал для будущих правил орфографии юкагирского языка. Это было осенью. В Нелемном я остановился в конторе, мне там специально выделили место. Я работал с Василием Константиновичем Спиридоновым, Спиридоном Константиновичем Спиридоновым, Василием Гавриловичем Шалугиным и Николаем Михайловичем Лихачевым.

В один из своих последующих приездов я встретился с учениками Нелемнской школы, которые первый раз видели живого писателя. Я рассказал о своем детстве, творчестве, подарил автограф-псевдоним, меня даже приняли в почетные пионеры. Потом меня пригласили в гости в квартиру Дарьи Ивановны Наумовой. Она была то ли директором, то ли завучем школы.  Кроме хозяйки, там была Татьяна Трофимовна Казаева, Мария Ивановна Турпанова, Василий Константинович Спиридонов и еще кто-то. Меня попросили рассказать о своем творчестве, как я стал писать, имею ли семью и т.д. Встреча прошла весело, очень хорошо. Помню, я пел там песню на слова Семена Курилова.

Позже с Дарьей Ивановной мы встречались и разговаривали в 1976 г. на мероприятии, посвященном юбилею юкагирского ученого, писателя, общественного деятеля Текки Одулока, и на первом съезде юкагиров в 1992 г. Я запомнил ее умным человеком, помню, она очень грамотно говорила по-русски.

 

Г.Н. Курилов, доктор филологических наук,

юкагирский поэт, общественный деятель.

16 февраля 2014 г.

 

 


 

УЧИТЕЛЮ...

 

Наверное, в жизни каждого человека есть люди, которые оказывают непосредственное влияние на выбор будущей профессии – своим добросовестным отношением к любимой работе, умением увлечь и заинтересовать ею. Я всегда была уверена в том, что мой выбор (я получила специальность «филолог, преподаватель русского языка и литературы») во многом определила Дарья Ивановна Наумова, учитель русского языка и литературы Нелемнинской школы.

У Дарьи Ивановны я училась в средних классах. Помню общее впечатление от ее уроков – интересное общение, самостоятельный поиск и много творческой работы. Образ Дарьи Ивановны как Учителя складывается в моей памяти из разных запомнившихся деталей. Так, я отчетливо помню, что собирала материал для сочинений, заданных Дарьей Ивановной, от своей мамы, бабушки. Видимо, темы сочинений были связаны с жизнью, реальными ситуациями, поступками и эмоциями. Навсегда запомнилось то, с каким выражением, чувством читала наша учительница стихотворения. Помню, что не раз как чтец она выступала в клубе на концертах. Вспоминаю, как внимательно мы в классе проделывали работу над ошибками. Был один такой момент, когда я в диктанте вместо «целлофан» (это, наверное, был класс 4-й) написала «салафан». Дарья Ивановна отметила это на полях тетрадки, но при этом выставила за работу высокую оценку. На мой вопрос «почему?», она ответила, что «целлофан» – словарное слово, поэтому она не считает ошибку грубой, но что нужно на будущее запомнить написание слова.

Именно в то время, когда нас учила Дарья Ивановна, меня привлекла сама профессия учителя. Тогда я завела толстую тетрадь, куда вписывала тексты диктантов, которые отбирала из разных детских газет и журналов: «Юного натуралиста», «Пионерской правды», «Костра» и др. Спасибо моим родителям – они выписывали и покупали для нас, детей, много литературы! Помню, что этот процесс по отбору текстов не был бездумным и беспорядочным. Я понимала, что в отрывке должны быть отражены те или иные орфограммы, пунктуационные правила. В то время я мечтала, как буду зачитывать эти тексты своим ученикам.

Когда я пришла работать в родную школу в качестве учителя русского языка и литературы, то постоянно ощущала поддержку Дарьи Ивановны. Это был предельно корректный, внимательный, доброжелательный наставник.

По ходатайству Дарьи Ивановны я сопровождала наших детей, участников фольклорного ансамбля «Ярхадана», в детский лагерь «Океан» г. Владивостока. Там, во время тематической смены, на которую собрались детские фольклорно-этнографические ансамбли Севера, Сибири и Дальнего Востока, я познакомилась со многими известными людьми от науки, литературы, культуры: У. А. Винокурой, Г.Н. Куриловым – Улуро Адо, А.Н. Мыреевой, Т.Е. Андреевой, Н.Н. Биланиным и др. Там, общаясь с талантливыми руководителями и участниками ансамблей, мы воочию соприкоснулись с многоцветной культурой северных народов.

Также по ходатайству Дарьи Ивановны я прошла годичные курсы для учителей в РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. Это были чрезвычайно насыщенные и  полезные для меня курсы, где много часов отводилось преподаванию русского языка, языкам народов Севера, этнографии, культурологии.

Дарья Ивановна – одна из тех учителей, которые стояли у истоков становления на базе Нелемнинской школы республиканской экспериментальной площадки по сохранению юкагирского языка и культуры. На начальном этапе эксперимента учителями школы были разработаны, апробированы и введены в учебный план программы по юкагирскому языку, юкагирской национальной культуре, традиционным промыслам юкагиров, литературе коренных народов Севера. Создание этих программ было сопряжено с большими трудностями, так как школа не располагала ни изданиями по языку и культуре юкагиров, ни научной и методической литературой, поэтому нужно отдать должное учителям, которые в сжатые сроки по крупицам собрали необходимый материал.

Созданная Дарьей Ивановной программа по литературе народов Севера (5-11 кл.) по праву получила много положительных отзывов. По ней видно, что была проведена большая скрупулёзная и кропотливая работа. Программа отличается обширным материалом, глубоким содержанием, тщательным отбором художественных произведений с познавательной и воспитательной точек зрения. По данной программе в Нелемнинской школе до сих пор учащиеся успешно изучают самобытный фольклор и литературу народов Севера.

Когда в школе появились первые уроки по литературе народов Севера, мне поручили вести занятия по предмету в средних классах. Благодаря этому, я впервые открыла для себя интереснейший художественный мир северных этносов. Впоследствии опыт, вынесенный из этой учительской практики, лег в основу моей кандидатской диссертации «Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)», которую я защитила в 2002 г. в Москве.

Я хорошо помню, как после окончания аспирантуры в нашей школе меня приветствовали мои коллеги. За чаепитием в теплой атмосфере шли разговоры о результатах и планах экспериментальной работы школы. Учителя подарили мне большого тряпичного зайца (заяц считается прародителем юкагиров), на котором они оставили свои пожелания. «Мечтаю дожить до следующего твоего триумфа», – написала Дарья Ивановна. В этом пожелании тоже раскрывается личность Дарьи Ивановны – человека большой возвышенной души, доброго, мудрого Учителя, бесконечно верящего в своих учеников.

 

П.Е. Прокопьева, кандидат педагогических наук,

зав. сектором палеоазиатской филологии ИГИиПМНС СО РАН.


 

 

      Хочу рассказать о Дарье Ивановне Наумовой в связи с 80-летием со дня ее рождения. Мне она приходится троюродной сестрой. Наверное, где-то в 1958 году она с мужем приехали в село Нелемное, где справили свою свадьбу. Мои родители тоже были приглашены, а я с младшей сестрёнкой Дуней ждали их дома с гостинцами.

     Вначале Дарья Ивановна учила детей в нашей начальной школе. Прошли годы. Когда подросли мои дети, их уже в Нелемнской восьмилетней школе учила заслуженная учительница ЯАССР Дарья Ивановна Наумова. Дети учились хорошо и проблем с учителями не возникало, поэтому с Дарьей Ивановной мы больше общались как родственники, общественники. Это было чудесное время – время, когда нас объединяла не только работа во благо процветания села, района, но и время интересного досуга и ответственной общественной нагрузки (субботники по заготовке дров, сена, организация помощи соцстранам и др.).

      Дарья Ивановна была очень азартным, увлеченным человеком и работе, и в спорте.

    Она была отличным игроком в шашки и шахматы. Свою любовь к этим играм прививала детям и «заражала» ею односельчан, организовывая соревнования в школе и селе. На районных соревнованиях по шашкам и шахматам наша нелемнская команда не раз занимала призовые места. Я и дочь Шура имеем спортивные разряды по этим видам спорта. Было время, когда в школе даже проводились уроки «шашки-шахматы». Жалко, что сейчас, когда в районе проводятся шашечные турниры, мы, нелемчане, не участвуем в них, хотя и дети и взрослые очень неплохо играют, имеется транспорт, не то что в былые времена. Видимо, не хватает такого человека-лидера, как Дарья Ивановна, которая объединяла всех любителей шашек и шахмат. Она очень любила природу, собирая ягоды и грибы, уходила далеко в лес, не боясь заблудиться.

       Дарья Ивановна была желанным гостем на всех наших семейных торжествах. Как она любила делать подарки! Нет, наверное, ни одного человека в селе, кто бы не получил от неё их. Она дарила книги, вещи сшитые и вышитые её руками (перчатки, варежки и т.д.) и многое другое.

       К сожалению, Дарья Ивановна рано ушла из жизни, в расцвете творческих сил. Одаренный учитель, она много успела бы сделать: подготовить учебные пособия, написать интересные статьи, продолжила бы давать неоценимые знания нашим детям и внукам. Считаю, что любовь к русскому языку и литературе она передала моим детям, Пане и Шуре. Они – филологи, работают в Институте гуманитарных исследований в г. Якутске.

Анна Ивановна Дьячкова,

жительница с. Нелемное.