Главная » Файлы » Экспериментальная площадка » Проекты

Программа эксперимента 2011
15.08.2011, 08:41

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСЧЕЗАЮЩЕГО ЮКАГИРСКОГО ЯЗЫКА»


Анализ социокультурной ситуации

С. Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) – единственное место компактного проживания лесных юкагиров. В 2010 г., в с. Нелемное проживало 283 чел., в т.ч. юкагиров – 185 чел., что составляет 65% от общего числа населения.

Языковая и этнокультурная ситуация у лесных юкагиров является крайне неблагополучной. В селе выросло три поколения юкагиров, не владеющих родным языком, уходят из жизни последние носители юкагирского языка и культуры.

В настоящее время в с. Нелемное из числа взрослого населения только 1 человек свободно владеет родным юкагирским языком, 2-е могут поддерживать разговор на языке на бытовом уровне, 6 человек более или менее понимают элементарную бытовую речь, но не говорят.

Юкагирский язык в Нелемнинской школе преподается с начала 90-х гг. как факультатив и с 1996 г. как предмет. Согласно исследованию, проведенному школой в 2010 г., из опрошенных взрослых 1956-1992 г.р. только 14 % из 68,2%, отнесших себя к юкагирам, назвали родным юкагирский язык. Эти люди представляют молодежь, изучавшую юкагирский язык и культуру в школе. Остальные юкагиры родным назвали русский и якутский языки. Большинство юкагиров среднего возраста признались в том, что не владеют языком. Годы их рождения с 60-го по 75-й.

Из проведенного исследования выяснилось, что из 63,3% школьников, причисливших себя к юкагирам, 100% считают, что в той или иной степени владеют юкагирским языком. Школьники других национальностей, кроме одного ученика, также сообщили, что владеют языком на разных уровнях. К сожалению, в условиях отсутствия языковой среды учащиеся, окончив школу, не находят применения знаний по языку и постепенно забывают его. В целом, исследование показало, что школа вносит существенный вклад в дело сохранения юкагирского языка, для возрождения языка актуально формирование языковой образовательной среды в школе и сельском социуме.


Проблематика проекта

С учетом этнокультурной ситуации у юкагиров основными направлениями инновационной деятельности школы в предыдущие годы были: формирование личности ребенка-юкагира в поликультурной среде, создание на базе школы этнокультурного центра, инициирующего и координирующего работу с сельским социумом по сохранению и возрождению юкагирского языка и культуры. Проведенная работа позволила повысить интерес учащихся к изучению языка и истории юкагирского народа, добиться активного участия в деятельности школы как этнокультурного центра учащихся, родителей и сельского общества, начать разработку и выпуск учебных пособий по юкагирскому языку и культуре. Только за последние 5 лет 2 выпускника школы окончили северное отделение ФЛФ СВФУ им. М.К. Аммосова по специальности «юкагирский язык и литература», еще 3 являются студентами этого факультета, 2 выпускников обучаются в АГИиК по специальности «руководитель этнокультурного центра».

Наряду с достигнутыми положительными результатами следует констатировать, что наиболее сложными для решения явились задачи развития языковой личности ребенка-юкагира, расширение сферы функционирования юкагирского языка. Реализация этих задач значительно осложнена такими факторами, как слабая изученность языка лесных юкагиров в лингвистическом плане, отсутствие основной учебной литературы (орфографический словарь, школьная грамматика юкагирского языка и т.д.), методической литературы по обучению родному языку учащихся, не владеющих им, и др.

Вместе с тем, дети и взрослые проявляют все большую заинтересованность в изучении юкагирского языка. Анкетирование, проведенное в 2010 г. среди школьников и взрослого населения, показало, что подавляющее большинство респондентов разных национальностей одобряют изучение языка и культуры юкагиров. Взрослые юкагиры не теряют надежды возродить язык своих предков.


Философские основания

1. Основная идея проекта (как модельная ситуация, проявляющая поле управления).

Несмотря на предпринимаемые школой меры, вопрос сохранения юкагирского языка в силу различных объективных и субъективных факторов продолжает стоять остро. Идея проекта школы состоит в том, чтобы сосредоточить экспериментальную работу школы на создании условий для формирования языковой образовательной среды. С одной стороны, этнокультурная ситуация у лесных юкагиров и др. обстоятельства не содействуют положительному сдвигу, с другой – у учителей школы накоплен достаточно большой практический опыт, который требует обобщения и развития.

2. Образовательные цели и задачи проекта (как создание условий для реализации)

Цель: создание условий для формирования и развития языковой образовательной среды в школе как основы сохранения исчезающего юкагирского языка

1. Формирование и развитие информационной сферы функционирования юкагирского языка:

1. 1. Перевод школьных вывесок, названий стендов на юкагирский язык.

1. 2. Развитие школьных СМИ (газета, радио)

1.3. Размещение языковых обучающих материалов в сети Интернет.

2. Создание условий для развития учебной сферы функционирования юкагирского языка:

2.1. Совершенствование методики обучения юкагирскому языку, направленной на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

2.2. Разработка обучающих материалов и учебных пособий по юкагирскому языку, включая электронные разработки.

2.3. Привлечение школьников к созданию учебных языковых материалов, в том числе на цтфоровых носителях.

2.4. Введение общешкольных утренних языковых практикумов.

2.5. Введение языковых практикумов для учителей школы и воспитателей детского сада.

2.6. Внедрение языкового компонента на уроках разных циклов.

2.7. Стимулирование учащихся, показавших наилучшие результаты по предмету «Родной язык».

3. Формирование официальной сферы функционирования юкагирского языка (частичный перевод школьной документации на юкагирский язык).

4. Развитие методической базы языковой образовательной среды:

4.1. Разработка обучающих материалов и учебных пособий с использованием юкагирского языка, включая электронные версии.

4.2. Создание электронной учебной библиотеки школы на основе разработки учебных материалов.

4.3. Развитие школьного музея.

4.4. Развитие детских творческих коллективов (фольклорный ансамбль, театральный кружок).

5. Развитие форм внеклассной работы, способствующей развитию языковой образовательной среды:

5.1.Внедрение языкового компонента во внеклассные мероприятия (конкурсы, тематические вечера, игры и др.).

5.2.Организация факультативной работы учащихся с использованием языкового компонента (факультативы, кружки).

6. Создание условий для расширения сферы языкового общения:

6.1. Организация просветительских лекций для родителей, взрослого населения о необходимости знания родного языка, изучения традиционной культуры народа.

6.2. Создание программы взаимодействия с сельским социумом по сохранению юкагирского языка.

7. Развитие материальной базы школы.


Психологическая концепция

1. Психолого-педагогические основания предлагаемой системы.

В связи с появлением у школы для малочисленных народов Севера задач и функций, обусловленных современной этнокультурной ситуацией у этих народов, встает вопрос об особенностях содержания образования. Об особом подходе к организации учебно-воспитательного процесса в школах для коренных малочисленных народов говорится в Концепции национальной школы Якутии (1990г.), Концепции модели национальной школы для народов Севера РФ (2001г.), Концепции системы кочевых образовательных учреждений РС (Я) (2005г.), многочисленных публикациях по проблемам коренных народов Севера ученых-педагогов, социологов, психологов, общественных деятелей (Г.Н. Волков, У.А. Винокурова, Е.А. Гайер и др.).

В Концепции модели национальной школы для народов Севера РФ (2001 г.) говорится о том, что «основные направления совершенствования системы образования коренных малочисленных народов Севера концептуально исходят из особого положения этих народов в социально-экономической и социокультурной среде России, ответственности Российской Федерации как государства за сохранение и развитие как самих этих народов, так и их самобытности, значимости образования для эффективного развития экономической, социальной и культурной жизни Севера в целом».

Язык является важнейшим свойством культуры. Исчезновение языка фактически означает исчезновение этноса. Ввиду того, что в условиях утраты юкагирского языка сфера образования выступает ведущим механизмом его ревитализации заявляемый проект сосредоточен на создании условий для формирования языковой образовательной среды в школе как условия сохранения и возрождения исчезающего языка юкагиров.

2. Описание школьного уклада.

В целях формирования личности ребенка-представителя юкагирского народа, создания на базе школы этнокультурного центра села разработан специальный учебно-воспитательный план школы. В нем нашли отражение следующие задачи: 1) интеграция деятельности школы и сельского социума по сохранению юкагирского языка и культуры; 2) осуществление преемственности обучения юкагирскому языку детский сад – начальная школа; 3) развитие языковой личности ребенка–юкагира; 4) развитие творческих способностей ребенка как условие формирования интереса к родной культуре, успешной его социализации; 5) развитие личности ребенка, творчески реализующейся, духовно обогащающейся на традициях юкагирского народа и мировой культуры. На основе опыта работы разрабатываются учебные пособия и материалы, публикуются статьи.

Содержание образования

1. Описание способа (механизма) реализации проекта.

Проект нацелен на создание информационной и официальной сфер функционирования юкагирского языка в школе, развитие учебной сферы функционирования языка посредством системы взаимосвязанных мероприятий.

2. Описание структуры предлагаемой системы. Предлагаемая система базируется на формировании и развитии различных сфер функционирования юкагирского языка.


Этапы реализации проекта

1 этап (2011-2012) – выработка основных направлений работы; организация деятельности школы в экспериментальном режиме.

2 этап (2013-2014) – анализ текущих результатов эксперимента; определение дальнейших направлений работы школы; распространение опыта.

3 этап (2015-2016) – продолжение работы эксперимента; распространение опыта; обобщение результатов.

Предполагаемые результаты – создание в школе информационной и официальной сфер функционирования юкагирского языка;

– развитие методической базы развития эксперимента;
– развитие познавательного интереса к родному языку и культуре;
– творческое участие учащихся, учителей и родителей в создании языковой образовательной среды.

Критерии оценки предполагаемых результатов – функционирование информационной и официальной сфер языковой образовательной среды;

– положительные результаты по успеваемости и качеству обучения по родным языкам;
– владение родной речью на учебном;
– творческое участие учащихся и сельской общественности в экспериментальной работе школы;
– создание и функционирование электронной школьной библиотеки на основе разработки учебных материалов

 

Категория: Проекты | Добавил: solntsev5705 | Теги: Программа РЭП 2011-2016
Просмотров: 1632 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]