Главная » Файлы » Экспериментальная площадка » Проекты

Программа развития эксперимента 2005-2008
01.09.2011, 05:56
Программа развития эксперимента Школа - этнокультурный центр села

Программа развития эксперимента

«ШКОЛА – ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР СЕЛА»
(2005-2008 гг.)

Инициатор проекта: Нелемнинская средняя школа им. Тэкки Одулока Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия).
Научный руководитель: к.п.н., с.н.с. НИИ НШ МО РС (Я) Прокопьева П.Е.
Сроки эксперимента: январь 2005 г. – декабрь 2008 г.

Общая характеристика проблемы

Юкагиры являются одним из древнейших этносов северо-восточной Азии. По мнению ученых, предки юкагиров – это представители уралоязычного населения, освоившие в раннем неолите северо-восточную часть Евразийского континента.
Сегодня Республика Саха (Якутия) является единственным местом в мире, где компактно проживают два юкагироязычных народа (всего 1097 чел) – это одулы с. Нелемное Верхнеколымского улуса (таежные юкагиры) и вадулы с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса (тундренные юкагиры).
Сохранившиеся две группы юкагиров, по признанию исследователей, существенно отличаются друг от друга по языку, фольклору, особенностям национальной культуры, что обусловлено своеобразием исторического пути народов, проживанием их в разных природных зонах (тайга, тундра), спецификой социально-культурной жизни.
По традиции, сложившейся в лингвистической науке, различают верхнеколымский (таежный) и нижнеколымский (тундренный) диалекты юкагирского языка. Однако, как показывают исследования в области юкагирской филологии, правильным будет считать языки юкагиров Верхней и Нижней Колымы самостоятельными языками, сохранившимися из некогда большой юкагирской языковой семьи.
Языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров остается очень сложной. В настоящее время юкагирский язык относится к группе исчезающих языков мира. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., родным язык своей национальности назвали 19, 5 % юкагиров, в реальности же количество владеющих юкагирским языком гораздо меньше. В селе Нелемное практически отсутствует языковая среда, уходят из жизни последние носители юкагирского языка, фольклора и культуры.

Обоснование проекта

Нелемнинская средняя школа им. Тэкки Одулока расположена в месте компактного проживания юкагиров-одулов – с. Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). В 2003 г., численность населения с. Нелемное составляла 275 чел., в т.ч. юкагиров – 165 чел. В 2003 –2004 гг. в средней школе села обучалось 66 учащихся, из них 57 юкагиров.
В Нелемнинской средней школе в процессе действия Программы по созданию на основе школы этнокультурного центра (2000 – 2004 гг.) была сформирована система учебно-воспитательной работы по сохранению юкагирского языка и культуры; налажена связь с работой СДК; по согласованию с общиной школой были получены охотничьи угодья; укреплена материально-техническая база школы, обеспечен конкурентоспособный уровень подготовки выпускников. Учителя школы активно распространяют опыт на республиканском и региональном уровне, выпускают учебные пособия и программы, трудятся над созданием учебно-методической литературы.
Однако, следует констатировать, что некоторые из поставленных школой целей по различным объективным причинам не были достигнуты или своевременно осуществлены. Так, из-за отсутствия специализированных кадров, методик по обучению языку невладеющих не было сразу введено обучению юкагирскому языку в детском саду (систематические занятия начались с сентября 2004 г.); вследствие проблемы текучести кадров по юкагирскому языку не были в срок открыты курсы юкагирского языка для населения (регулярные курсы начались с 2004 г.); по причине отсутствия радиовещания не удалось организовать выпуск радиопередач на юкагирском языке.
Совершенствование работы по изучению юкагирского языка в школе значительно осложняется такими факторами, как 1) недостаточная изученность юкагирского языка в лингвистическом плане; 2) нехватка педагогических кадров; 3)) неразработанность орфографии юкагирского языка; 4) серьезный недостаток в учебной и методической литературе по обучению родным языкам невладеющих им. Вследствие того, учителя затрудняются в определении структуры и содержания учебных программ по языку, нуждаются в практической научно-методической помощи.
Работа по сохранению и возрождению юкагирского языка и культуры в условиях сложившейся этнокультурной ситуации – процесс сложный и длительный. При всем том, что остаются проблемы, обусловленные современным состоянием сохранности юкагирской культуры, можно говорить о наличии таких позитивных изменений, как активизация и рост интереса учащихся к изучению родного языка и культуры, понимание населением значимости роли школы в сохранении народных традиций (86, 7 % респондентов), участие в экспериментальном процессе общественности села. Все это позволяет сделать вывод о необходимости продолжения работы в этом направлении, ее углубления и расширения, корректировки и поиска новых форм деятельности школы как этнокультурного центра с учетом полученных результатов эксперимента.

Цель проекта:

Дальнейшая интеграция деятельности школы и сельского социума (школа – детский сад – семья – администрация – СДК – община – общественность) в целях функционирования на базе Нелемнинской средней школы этнокультурного центра по сохранению и возрождению юкагирского языка и культуры; воспитанию и развитию личности ребенка-юкагира в поликультурной среде; созданию условий для расширения сферы использования юкагирского языка.

Задачи проекта:

1. Создание условий для сохранения и возрождения языковой и культурной среды посредством интеграции деятельности школы и сельского социума.
2. Становление личности ребенка, творчески реализующейся и духовно обогащающейся на традициях юкагирского народа и мировой культуры.
3. Развитие языковой личности ребенка–юкагира.
4. Осуществление преемственности обучения юкагирскому языку детский сад – начальная школа.
5. Подготовка и апробация программ профилизации обучения на основе традиционных промыслов, национального шитья.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение функционирования на базе школы этнокультурного центра.

Программа проекта (2005-2008 гг.):

1. Создание условий для сохранения и возрождения языковой и культурной среды посредством интеграции деятельности школы и сельского социума.

1.1. Реконструкция и проведение народных праздников – Праздник первой охоты, Унмун (Поклонение духу Воды), др. (школа – СДК – администрация – община – общественность)
1.2. Проведение на базе школы лекториев по юкагирскому языку и культуре для взрослого населения; организация для населения олимпиад, викторин по юкагирскому языку и культуре.
1.3. Организация кружков по традиционным промыслам (СДК – школа – община).
1.4. Корректировка форм проведения школьных конкурсов «Ханичэ» (Лучший охотник) и «Чахадан паайпаадиэ» (Девушка с Ясачной), совершенствование в них содержания языкового и этнокультурного компонента; организация новых конкурсов этнокультурной направленности для дошкольников и младших школьников; привлечение к конкурсам в качестве полноправных участников родителей и членов семьи.
1.5. Проведение фольклорных (этнокультурных) вечеров, приуроченных ко Дню пожилых людей, Дню родного языка, др.
1.6. Совершенствование работы школьного музея: организация музеем совместно с сельской библиотекой, СДК мероприятий для населения по истории, литературе и культуре юкагиров; развитие Фонда печатных, аудио-, видео-, СД –материалов по языку, фольклору, этнографии, культуре юкагиров.
1.7. Ведение школой исследовательской работы; публикации в печати.

2. Становление личности ребенка, творчески реализующейся, духовно обогащающейся на традициях юкагирского народа и мировой культуры.

2.1. Реализация принципа «диалога (полилога) культур» в предметах экспериментального и гуманитарного циклов в целях выявления самобытности и оригинальности юкагирской культуры, национального и общечеловеческого, воспитания этики межнациональных отношений.
2.2. Творческое участие учащихся в работе школы как этнокультурного центра (участие в различных мероприятиях школьного, сельского, улусного и республиканского уровнях).
2.3. Организация кружков этнокультурной направленности.
2.4. Проведение научно-практических конференций по языку и культуре юкагиров; ведение исследовательской работы.

3. Развитие языковой личности ребенка–юкагира.

3.1. Расширение сферы использования юкагирского языка и увеличение учебного времени, отводимого на изучение родного языка, за счет введения юкагирского языка в преподавание предметов различных циклов в классах начального и среднего звена (рисование, музыка, труд, литературное чтение, физкультура, уроки человечности, др.)
3.2. Организация факультативов по изучению юкагирского языка, задачей которых является осуществление переводов произведений детского фольклора, художественной литературы, сбор и запись фольклорных текстов.
3.3. Выпуск школьных газет на юкагирском языке (1 + 2 экземпляра для населения).

4. Осуществление преемственности обучения юкагирскому языку детский сад – начальная школа.

4.1. Разработка программы по юкагирскому языку для детского сада, ее координация с курсом начальной школы, апробирование.
4.2. Методическое взаимодействие детского сада и школы (контроль, методическая помощь).

5. Подготовка и апробация программ профилизации обучения на основе традиционных промыслов.

5.1. Подготовка программ по охотпромыслу, национальному шитью, в том числе для начальных классов.
5.2. Апробация подготовленных программ.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение функционирования на базе школы этнокультурного центра.

6.1. Корректировка учебных программ, разработка учебных пособий.
6.2. Развитие Фонда печатных, аудио-, видео-, CD-материалов по языку, фольклору, этнографии, культуре юкагиров.

Ожидаемые результаты

1. Развитие на базе Нелемнинской средней школы этнокультурного центра села по сохранению и возрождению юкагирского языка и культуры.
2. Воспитание личности ребенка, носителя юкагирского языка и культуры.
3. Разработка программ и учебно-методических пособий, имеющих значимость не только для юкагирской школы, но и для других школ, реализующих национально-региональный компонент образования.
4. Приобщение общественности села к процессу возрождения юкагирского народа.

Оценка результатов эксперимента

Исследования по изучению социально-педагогических процессов в селе; анкетирование среди учащихся, позволяющие отслеживать результаты эксперимента; наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности школы, ее работы как этнокультурного центра; промежуточные отчеты; выступления; публикации.

Практическая значимость эксперимента

1. Разработка системы работы школы как этнокультурного центра села.
2. Создание условий для сохранения и возрождения юкагирской языковой и культурной среды в сельском социуме.
3. Выпуск материалов исследования (статьи, учебно-методическая литература, др.) для использования в школах малочисленных народов Севера и национальных школах.





 

Категория: Проекты | Добавил: solntsev5705
Просмотров: 1619 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]