Главная » Файлы » Экспериментальная площадка » Проекты |
01.09.2011, 05:58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс грантовых проектов по поддержке экспериментальных школ-площадок малочисленных народов Севера Наименование проекта: Цикл мероприятий «Дети – взрослым о языке и культуре юкагиров» 1. Обоснование актуальности проекта Республика Саха (Якутия) является единственным местом в мире, где компактно проживают два юкагироязычных народа – это одулы, таежные юкагиры, с. Нелемное Верхнеколымского улуса и вадулы, тундренные юкагиры, с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса (всего около 600 человек в 2-х улусах). Сохранившиеся две группы юкагиров, по признанию исследователей, существенно отличаются друг от друга по языку, фольклору, особенностям национальной культуры. Языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров характеризуется как крайне тяжелая: в селах практически отсутствует юкагирская языковая среда, уходят из жизни последние носители языка, фольклора, народных традиций, выросло уже три поколения юкагиров, не владеющих родным языком. В настоящее время юкагирский язык относится к группе исчезающих языков мира. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., родным язык своей национальности назвали 19,5 % юкагиров, в реальности же количество свободно владеющих юкагирским языком гораздо меньше. В то же время следует констатировать рост юкагирского населения: если в 1989 г. в Якутии проживало 697 юкагиров, то перепись 2002 г. показала увеличение их численности – 1097 чел. В настоящее время юкагиры все больше проявляют интерес к родному языку и культуре. В решении этнических проблем народа чрезвычайно значима роль образовательных структур. В условиях утрачивания языков коренных малочисленных народов школы становятся центрами сохранения и возрождения самобытных культур. 2. Цели и задачи проекта Нелемнинская средняя школа с 1993 г. является республиканской экспериментальной площадкой «Воспитание личности ребенка-юкагира в полиэтнической среде», с 2005 г. работает над проектом «Школа – этнокультурный центр села». Понимание населением значимости роли школы в сохранении народных традиций (86, 7 % респондентов из с. Нелемное), участие в инновационном учебно-воспитательном процессе общественности села свидетельствуют о необходимости продолжения работы по сохранению языка и культуры юкагиров, ее углубления и расширения, поиска новых форм обучения родному языку. В данное время приоритетными направлениями работы экспериментальной площадки является: создание условий для сохранения и возрождения языковой и культурной среды посредством дальнейшей интеграции деятельности школы и сельского социума; становление личности, творчески реализующейся и духовно обогащающейся на традициях юкагирского народа и мировой культуры; развитие языковой личности ребенка-юкагира и др. Работа продолжается. Ученик из объекта превратился в субъект эксперимента: он стал не только его активным участником, но и соавтором учебных программ и пособий, проводником, пропагандирующим полученные знания и приобщающим семью к процессу сохранения языка и культуры, а в перспективе и возрождения народа. Целями данного проекта является поддержка исчезающего языка и культуры юкагиров путем интеграции деятельности школы и сельского социума; формирование у учащихся сознательного отношения к юкагирскому языку как духовной и культурной ценности народа. Проект нацелен на решение следующих задач: 1) приобщение детей, молодежи и взрослого населения села к традиционной культуре юкагиров; 2) участие детей в пропаганде и передаче знаний родного языка и культуры взрослому населению; 3) привлечение старейшин, носителей языка и культуры, в образовательный процесс. Основное содержание Проведение цикла мероприятий «Дети – взрослым о языке и культуре юкагиров». По форме данные мероприятия будут носить комплексный характер: это будут занятия-лекции, практикумы, уроки-игры и т.д. В целях воспитания у учащихся чувства ответственности за судьбу родного народа им отводится ведущая роль в организации и проведении занятий. Также предполагается активное участие в уроках старейшин, что, несомненно, будет иметь большое воспитательное значение для детей. Вовлечение знатоков традиционной культуры в образовательный процесс важно для осуществления преемственности поколения, приобщения населения к исконной народной культуре. Учителя школы определяют структуру и содержание мероприятий, разрабатывают их методику проведения. Все занятия будут фиксироваться на аудио- и видеоносители, таким образом пополнится аудиовизуальный фонд экспериментальной площадки. В последующем эти записи будут использоваться на уроках юкагирского языка, литературы и культуры, будут доступны для населения села.
3. Кадровое обеспечение (количество исполнителей проекта, сведения о них)
4. Целевая группа, на которую рассчитан проект Проект рассчитан на учащихся школы, рабочую молодежь, взрослое население села. 5. Механизмы реализации проекта Проект будет реализован посредством проведения цикла мероприятий «Дети – взрослым о языке и культуре юкагиров» с участием в них учащихся школы, учителей и сельского населения. 6. Полная смета затрат на реализацию проекта
7. Этапы и сроки реализации проекта ноябрь 2008 г. – апрель 2009 г. 8. Ожидаемые результаты и социальный эффект от реализации проекта Современная языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров характеризуется возрастающей потребностью в сохранении родного языка и культуры, передаче традиционных знаний молодому поколению. Проект направлен на поддержку юкагирского языка и культуры путем организации цикла мероприятий «Дети – взрослым о языке и культуре юкагиров». Проект обеспечивает активное участие учащихся школы и сельского социума в деятельности школы как центра села, инициирующего и координирующего работу по сохранению юкагирского языка и культуры. Привлечение учащихся к проведению мероприятий будет способствовать воспитанию у них бережного отношения к родной культуре, стимулировать интерес к экспериментальной работе школы со стороны родителей и жителей села. Привлечение к проведению занятий старейшин имеет большое значение с точки зрения решения образовательных и воспитательных задач. Участие носителей языка и культуры активизирует интерес населения к родной культуре. Зафиксированные на аудио- и видеоносители материалы пополнят аудиовизульный фонд школы и будут использованы в образовательном процессе. Полученные результаты проекта могут быть проанализированы другими школами коренных малочисленных народов Севера и учтены ими при организации учебно-воспитательного процесса. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1904 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |