Главная » Файлы » Документы » Внеклассная ФГОС |
20.10.2011, 11:18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 1-4 классы Пояснительная записка Направленность программы. Программа «Юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания; • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания; • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности; • обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. Цели программы • трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Отличия программы. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы. Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни; в результате – выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске; в результате – создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных; в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений; как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера. Ожидаемые результаты освоения программы Обучающийся будет знать: • основные особенности проведения исследований разных видов; • методы исследования; • правила выбора темы и объекта исследования; • основные логические операции, их отличительные особенности; • правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: • самостоятельно выбирать тему и объект исследования; • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; • выделять главное и второстепенное в собранном материале; • выделять из текста основные понятия и давать им определения; • классифицировать предметы, процессы, явления и события; • выявлять и обозначать замеченные парадоксы; • ранжировать выдвигаемые идеи; • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы; • делать выводы и умозаключения; • указывать пути дальнейшего изучения объекта; • презентовать свою работу. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; • реализовывать право на свободный выбор. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; • работать в коллективе, группе; • презентовать работу общественности. Тематический план
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 15201 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |