Главная » Файлы » Документы » Внеклассная ФГОС

Программа кружка "Юный исследователь"
20.10.2011, 11:18

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

1-4 классы

Пояснительная записка

Направленность программы. Программа «Юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;

• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Цели программы

• трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы

• развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

• обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

• формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Отличия программы. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни; в результате – выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске; в результате – создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных; в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений; как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследований разных видов;

• методы исследования;

• правила выбора темы и объекта исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

• правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• выделять главное и второстепенное в собранном материале;

• выделять из текста основные понятия и давать им определения;

• классифицировать предметы, процессы, явления и события;

• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

• ранжировать выдвигаемые идеи;

• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;

• делать выводы и умозаключения;

• указывать пути дальнейшего изучения объекта;

• презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

• реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

• работать в коллективе, группе;

• презентовать работу общественности.

Тематический план

Тема занятия Кол-во часов
 

1 класс (32ч)

 
1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 2
2 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? 2
3 Коллективная игра-исследование 2
4 «Моя семья» 8
5 «Моя малая Родина» 8
6 Береги здоровье. «Вредна или полезна жевательная резинка?» 4
7 Режим дня младшего школьника 3
 

2 класс

 
1 Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы 2
2 Выполняем логические операции. Творческое воображение 2
3 Учимся делать выводы и умозаключения. 2
4 «Моя Родина» 6
5 Наш семейный альбом 6
6 Игры наших дедушек и бабушек 4
7 Сказки 8
 

3 класс

 
1 Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами 2
2 Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? 2
3 Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) 6
4 Сезонные игры народов разных регионов России и мира 6
5 Мир наших семейных увлечений 6
6 История названия рек родного края 6
7 Экологические проблемы нашего края 6
 

4 класс

 
1 Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске… 2
2 Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? 2
3 «Они учились в нашей школе…» 6
4 «Родной край» 6
5 Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки 6
6 Всемирное наследие 6
7 Экологические проблемы 6


 

Категория: Внеклассная ФГОС | Добавил: solntsev5705
Просмотров: 15201 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1 александр  
отлично

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]