Главная » Файлы » Экспериментальная площадка » Учебные материалы

Заочная олимпиада по юкагирской литературе 11 класс
01.09.2011, 11:09
Заочная олимпиада по юкагирской литературе 11 класс

Заочная олимпиада по юкагирской литературе

(для Верхнеколымского диалекта)

11 класс

1. Назовите исследователей юкагирского фольклора. Если вам известны их труды, назовите их.

2. Кто автор следующих строк:
Что же ты береза, раньше пожелтела,
Над рекой холодной гнешься белым телом.
Листья-запятые, листья-многоточья
Медленно роняешь днем и тихой ночью.
Медленно роняешь в зеркала раздумий,
Словно доверяешь речке тихой думы.
Загадаю втайне мысль о скорой встрече,
Как сгоришь, береза, над холодной речкой.

1)Улуро Адо 2) Г. Дьячков 3) Н. Курилов 4) С. Курилов

3. Соотнесите персонажей с литературными произведениями юкагирских писателей (стрелочками):

Семен «Ханидо и Халерха»
Эрмэчин «Казбек»
Яков «Увидимся в тундре»
Степан «Жизнь Имтеургина-старшего»
Пайпэткэ «Розовая чайка»

4. Назовите основные направления деятельности Н. Курилова.

5. Назовите известные вам поэмы Улуро Адо.

6. Кто, согласно роману С.Курилова «Ханидо и Халерха», перепрыгивал реки и виски, догонял диких оленей и в половодье переносил на своей спине трех беременных женщин?

7. Дайте портрет Мельгейвача из романа С. Курилова «Ханидо и Халерха», опишите его характер.

8. «Разорвав отношения со своими сородичами, он воюет со всеми: с исправником, с самим Курилем и готов даже броситься с ножом на ретивого помощника Томпсона. Вступает в конфликт с исправником. Он всегда идет напролом». Назовите этого героя романа С. Курилова «Ханидо и Халерха».

9. Перечислите образы мифологического происхождения в произведении С. Курилова «Ханидо и Халерха».

10. «Морщинистый, смуглый, сопливый, да еще кривоглазый и кривоногий – таким был……..» О ком идет речь в романе С. Курилова «Ханидо и Халерха»?

11. Из какого произведения эти строки. Назовите автора произведения:

«…Вечером началось камлание. Запрыгал-запричитал шаман, в бубен бьет, то громко, то тихо что-то самому себе наговаривает. Вдруг будто пришел в себя и говорит радостно:
- У! Нашел я этих духов! Они такие маленькие, как гниды!».

12. Ниже приведен отрывок из поэмы Г.Н. Курилова. Назовите поэму.

От жизни – к жизни,
Словно в эстафете,
Не сыщешь, где начала, где концы.
Но сыновья –
Они всегда в ответе
За то, что не доделали отцы.
Они фундамент счастья заложили –
Мы, сыновья их стены возведем.

13. Прочитайте стихотворение. Кто автор этого произведения. Выполните задания 14-15.

Мой тордох
Отчий дом —
мой тордох деревянноногий —
в продымленную замшу оленью одет,
искони кочевал по холмам без дороги
в древней тундре моей
много зим и много лет...
Истязали пинками
свирепые бури
мой тордох, норовя оторвать от земли.
Исступленные ливни
в припадочной дури —
чтоб сгнил он и распался —
нещадно секли.
Прошивали его раскалённые стрелы
и разящие копья —
да не наповал.
Он оленем израненным падал на белый
наст —
и на ноги снова вставал.
И опять кочевал
среди старых и новых
ослепительных всхолмий
в дыханье беды.
Оставались следы от его остановок
островками памяти —
седые следы...
Отчий дом —
мой тордох деревянноногий—
слава богу, и ныне еще на ногах!
Ходит словно мудрец по холмам без дороги —
ищет истину,
прячущуюся впотьмах.

14. Как называется художественный прием, состоящий в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа, к которому прибегает поэт, используя слово тордох в смысле «судьба юкагирского народа»?

15. Укажите название художественного приема, положенного в основу словосочетаний свирепые бури, раскалённые стрелы.

16. Назовите основные вехи автобиографии Тэки Одулока.

17. Назовите известные вам драматические произведения Г. Дьячкова.

18. Прочитайте стихотворение Улуро Адо. Какова основная мысль произведения? Напишите, как вы понимаете это стихотворение (5-10 предложений).

Издалека мне сопка показалась
старухою у жизни на краю.
Вся черная, забыв она усталость,
оплакивала молодость свою.

И только ближе подойдя, заметил
ее еще не старое лицо —
приветлив облик был ее и светел:
улыбкою сверкало озерцо.

Вот так же мы, не подходя к подножьям,
рассматривая жизнь издалека:
Где черное, где белое не можем
определить порой наверняка...

Категория: Учебные материалы | Добавил: solntsev5705
Просмотров: 1086 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]