Главная » Файлы » Экспериментальная площадка » Внеклассная работа

Музейный урок-игра "Путешествие в страну "Юкагирию"
01.09.2011, 07:25
Музейный урок-игра Путешествие в страну Юкагирию

Музейный урок-игра для учащихся начальных классов

"Путешествие в страну Юкагирию"

Авторы:

Директор школьного краеведческого музея: Чепрасова Е.И.
Учитель юкагирской национальной культуры: Дьячкова Е.И.

Цели:

- познакомить учащихся со страницами истории своего народа; формирование познавательного интереса через игру;

- воспитание чувства гордости и уважения к старшему поколению.

Ход урока:

1. Путешествие начинается с фойе школы – портретной галереи:

- Знаете ли вы этих людей? (ответы детей)
- Действительно, мы гордимся этими людьми, нашими земляками: В.К.Спиридоновым по букварю, которого вы изучаете родной язык, В.Г.Шалугиным рассказы которого вы читаете, Г.А.Дьячковым – первым юкагирским драматургом. А наша школа теперь носит имя Н.И.Спиридонова – Текки Одулока – первого писателя и ученого из юкагиров. Гордимся мы и братьями Куриловыми – представителями юкагиров Нижней Колымы.

2. Урок продолжается в школьном краеведческом музее:

(стенд «Одулпэ эдьуут модопэги» - «Жизнь юкагиров глазами ученого В.И.Иохельсона»)
- О том, что есть такой народ – юкагиры ни у нас в России, ни в других странах не знали. Впервые о юкагирах рассказал ученый В.И.Иохельсон. Он прожил среди них целых два года, изучая жизнь местного населения. Ему интересно было все: в каких жилищах они живут, чем питаются, во что одеваются, во что верят, как лечатся от разных болезней… Вот в руках у меня такая толстая книга, сюда вошли его научные труды, рассказывающие нам о прошлой жизни наших предков. Ребята, как зовут человека, который впервые рассказал о юкагирах?
(дети отвечают)
(В это время слышится шуршание возле стола, обернувшись дети видят маленького мамонтенка. Мамонтенок испуганно смотрит на детей):
Мамонтенок:
- Ой, кто тут? А я – мамонтенок Димка. Я ищу маму. Я потерялся. Я жил здесь очень давно. Не верите? О том, что мы, мамонты, жили здесь пишет и ваш поэт Улуро Адо – Г.Н.Курилов. Я такой же древний, как и ваш юкагирский язык:
Родной язык!
Ты - как птичка – амулет,
Что вешают у нас над колыбелью.
Ты – наших предков песенный привет,
Ты для души – и радость, и веселье…
Над нашей тундрой начали летать
Твои неповторимые глаголы,
Когда вокруг,
живым холмам под стать,
Еще бродили
мамонты – холголы.
- Запомните, ребята, как по юкагирски будет «мамонт» - «холгол» - нижнеколымский диалект, «холгут» - верхнеколымский.
Мамонтенок:
- В древние времена нас было много, мы бродили по земле, ели папоротники. Наверное, и здесь я был. Кстати, как называется ваша речка? (ответы детей: Ясачная - Нунгэдэн). А озера есть? (ответы детей) А как они образовались, знаете? Места, где устраивали лежбища стали, со временем, озерами, а по нашим тропкам – потекли реки.
- Теперь мы верим, мамонтенок Димка, что вас было много: очень много озер и рек в нашей Якутии, ее так и называют – «Страна озер и рек».
(Мамонтенок Димка, указывая на чучело совы):
- Ой, а это кто такой страшный? Я боюсь! (дети успокаивают мамонтенка и рассказывают какие животные водятся в нашем районе.
Мамонтенок:
- Спасибо, ребята. Мне надо идти, надо искать маму. (дети прощаются с ним).

3. Телепередача «Знаешь ли ты юкагирские сказки?»

(Макет телевизора. «На экране» диктор).

Диктор:
- Здравствуйте, ребята! Начинаем нашу телепередачу. Сегодня мы проведем игру, которая называется: «Знаешь ли ты юкагирские сказки?». К нам пришли необычные гости, но чтобы они появились на экране нашего телевизора, вам надо отгадать загадки.

1 загадка: По снегу бежит, петляет,
К лету шубу он меняет,
На снегу его не видно –
Волку и лисе обидно!
(ответы детей. Появляется зайчик и задает вопрос):
Зайчик:
- Ребята, а в какой юкагирской сказке рассказывается о том, как у меня стал короткий хвост? Расскажите ее?

Диктор:

2 загадка: Повыше кошки рост,
Живет в норе в лесу
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы… (лису)
(Выходит лиса).
Лиса:
- Посмотрите, ребята, какой у меня красивый, пушистый хвост. А кончик какой – беленький! А кто из вас знает, почему он такой?
(дети отвечают и рассказывают сказку).

Диктор:

3 загадка: Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет,
Орешки грызет. (белка)
(Белка задает свой вопрос).
Белка:
- Почему у меня шерсть на животе белая?
(ответы детей)

Диктор:
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете юкагирские сказки. Наша передача подошла к концу. Мы прощаемся с вами до новых встреч!

4. В гостях у дедушки Потту.

- Ребята, продолжим наше путешествие в страну Юкагирию. Давайте сходим гости к дедушке Потту.
(Дети видят, сидящего возле костра старика, он курит трубку.
- Доробочиэ, хахаа! Тэт ньуу кинтэк? (Как тебя зовут?)
- Доробочиэ. Мэт ньуу Потту (Меня зовут Поту). Я из рода Дьячковых. Был я раньше молод, охотился на оленей, лосей. Вот таким луком со стрелой (показывает охотничьи снаряжения). А это черкан – ловушка – много горностаев я добыл. А сколько белок я промышлял! Прямо в глаз белке попадал! Да, сильным, ловким был – настоящий ханичэ! А теперь старый стал, даже нумэ (дом) не могу построить! (Дети предлагают свою помощь и собирают макет урасы).
Дедушка Потту:
- Омосьо уорпэпул! Чомоодьэ паасьиибэ! (Хорошие ребята, большое спасибо). Какой нумэ мне построили. Будет где отдохнуть старику! Обычай такой есть у нас: гостей своих угощать. Но прежде, покормим огонь. (Обряд кормления огня, затем дедушка угощает детей юкагирскими национальными блюдами).
Дедушка Потту:
- Уорпэптиэ, тит анурэна одун чульдиипэлэк? (Ребята, вы любите юкагирские сказки?). Омось (хорошо). Приходите в гости, в следующий раз я вам сказки расскажу.

5. Итоги урока:

- Ну, как, ребята, вам понравилось наше путешествие в страну Юкагирию? (дети делятся впечатлениями).
- Давайте проверим, что нового вы узнали, запомнили ли?
(Закрепление материала и проверка усвоения с помощью ИАД):

1.(портрет В.И.Иохельсона и вопрос):
- Кто первый всему миру рассказал о народе – юкагиры?

2.(фотография местности (вид сверху) и вопрос):
- Почему Якутию называют страной рек и озер? Вспомните древнюю легенду об их происхождении.

3.(Изображение мамонта и вопрос):
- Переведите на юкагирский язык слово «мамонт».
- Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим наше путешествие по родным местам. До свидания.
 

Категория: Внеклассная работа | Добавил: solntsev5705
Просмотров: 1089 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]