Главная » Файлы » Методическая копилка » Уроки, статьи

Технология. Дуальное образование как инновационная модель образовательного процесса
27.03.2012, 12:50
Технология. Дуальное образование как инновационная модель образовательного процесса

А.А. Солнцев, учитель технологии МОУ НСОШ им. Текки Одулока

     Внедрение дуального образования в любое общеобразовательное учреждение являет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию.
     В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.
     В нашей школе переход к дуальному образованию сопровождался экспериментальной работой по возрождению, сохранению и развитию традиционного уклада жизни юкагирского народа, его культуры и языка. За многолетний, более 15 лет, опыт работы в этом направлении достигнуто осознание населения в необходимости введения дуального образования. Тем не менее, переход к организации дополнительного образования представляет собой инновационный процесс, требующий апробации и дальнейшего его развития.
     Школа расположена в селе, где основными промыслами являются охота и рыбалка. Это традиционный промысел юкагиров, проживающих в настоящее время компактно только в с. Нелемное Верхнеколымского района и с. Андрюшкино Нижнеколымского района. Отдаленность села, низкий уровень заработной платы, сложная транспортная схема, безработица, отсутствие жизненной практики «оставшихся» выпускников и их неконкурентоспособность являются обоснованием для внедрения дуального образования в нашей школе.
     Предмет «Технология» в наших условиях сочетает в себе программу обучения школьников основам традиционного хозяйствования – охотпромыслу и рыболовству. Базисный учебный план предусматривает введение в предмет национального регионального компонента. За период работы в режиме экспериментальной площадки осуществлено внедрение национального регионального компонента в данный предмет практически во всех классах. При составлении рабочих программ по технологии были сохранены требования к стандарту обучения технологии, при этом была решена задача возрождения и сохранения традиционных промыслов.
     Не останавливаясь на достигнутом, предпринята попытка внедрения федерального компонента государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессиям «Рыбовод 2 разряда» (210 час), «Плотник 2 разряда» (350 часов), «Столяр 2 разряда» (490 час), «Лесовод 2 разряда» (350 час), включенных в перечень профессий (специальностей) образовательных учреждений (Письмо Минобрнауки РФ от 21.06.2006 г. № 03-1508).
     В настоящее время выпускники не имеют возможности получать свидетельство государственного   образца   об   уровне   квалификации  по  профессии. Но технология введения дуального образования в школьную программу позволяет всерьез задуматься о приоритетности выбора дуальной системы образования с переходом к учебному плану, предусматривающему организацию работы в этом направлении. В настоящий момент рассматривается Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РС (Я), реализующих программы профессиональной подготовки (дуальное обучение) на старшей ступени обучения.
     Несмотря на то, что профессиональная подготовка учащихся рассчитана на двухлетний нормативный срок обучения, подготовка учащихся в рамках общетехнического цикла осуществляется с 5 класса. С основной школы в рамках регионально-национального компонента в предметах федерального цикла начинается обучение основ традиционного хозяйствования, смежных профессий, давая тем самым возможность учащимся к 10 классу сделать сознательный выбор профессии.
     Так, в программу обучения предмета «Технология» вошли разделы:
     - основные сведения о животном мире;
     - основные сведения о растительном мире;
     - основные сведения о водном мире;
     - основы охотпромысла (боровая, водоплавающая дичь, пушной промысел, охота на лося, медведя, волка);
     - основы рыболовства (сезонные виды рыбалки, способы и методы);
     - оружие и средства ведения охотпромысла и рыболовства;
     - история и традиционный уклад жизни охотников и рыбаков;
     - проектирование деятельности традиционного хозяйствования (бизнес-планирование, менеджмент и маркетинг)
     - охрана природы;
     - изучение малой механизации;
     - законодательство в сфере охоты и рыбалки.
     Теоретические знания учащихся проверяются на практических занятиях, экскурсиях. Одной из форм контроля знаний учащихся является ежегодный традиционный конкурс «Ханичэ» («Лучший охотник»), на котором учащиеся показывают свое мастерство в беге на лыжах, стрельбе из ружья, установке капканов, разжигании костра, метании боласа, национальных играх, знании истории.
     Уже в этом году начали свою работу мастера производственного обучения по прикладному искусству и охотничьим промыслам в этом направлении. Произведен набор групп учащихся, готовых углубленно изучать основы охотничьего промысла и рыболовства, швейного дела и пошива национальных костюмов. Второй год школа сотрудничает с сельскохозяйственным кооперативом юкагирской родовой общиной «Текки Одулок». Община является головным предприятием в сфере пушной добычи в селе, членами которой являются охотники и рыболовы, отцы учащихся. В ведении общины находится вся территория земельного участка и водных ресурсов села Нелемное. Практические занятия учащихся нередко проходят на участках общины. Учитывая то, что учащиеся с малых лет практически находятся в этой среде, планирование учебного процесса сводится к коррекции содержания учебной программы предмета «Технология».
     В свою очередь имеется ряд проблем, связанных с организацией дуального образования. Ограниченный Перечень   профессий   (специальностей),  по  которым осуществляется   профессиональная   подготовка  в  общеобразовательных учреждениях, не позволяющий в рамках школы вести полноценную подготовку по профессиям охотничьего дела, ставит вопрос организации дистанционного обучения, более тесной связи с учреждениями начального профессионального образования. На сегодня мастера производственного обучения являются народными умельцами, в то время как необходимо иметь квалифицированных специалистов. Материально-техническая база школы не в полной мере соответствует требованиям к организации дуального образования. Задачей стоит финансирование учебного плана, предусматривающего профильное обучение в системе дуального образования.
     В настоящий момент совместно с Институтом проблем по малочисленным народов Севера, Департаментом по делам народов, общественностью села, мастерами производственного обучения началась работа по созданию проекта Концепции дуального образования МОУ НСОШ им. Текки Одулока. Принятие данного решения обсуждалось весной 2011 года на семинаре Министерства образования РС (Я) в рамках проведения IV съезда юкагиров в п. Чокурдах. Большую методическую помощь в организации дуального образования в нашей школе оказывает МОУ «Тулагинская СОШ», которая является стабильно действующей агропрофилированной школой республики. В ноябре 2011 года состоялось рабочее совещание с руководством МОУ «Тулагинская СОШ» школы разработке плана перехода и регистрации нашей школы как агропрофилированной.
     Результат внедрения системы дуального образования в традиционную форму обучения показал, что данный подход раскрывает новые возможности в предоставлении образовательных услуг, что в свою очередь повысит образовательный уровень выпускников, решит вопрос их социализации.

Категория: Уроки, статьи | Добавил: solntsev5705
Просмотров: 3765 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]