Главная » Файлы » Методическая копилка » Уроки, статьи

Литература коренных народов севера. Хрестоматия для учащихся 1 класса
[ · Скачать удаленно (244 кб) ] 30.03.2013, 01:48

I раздел
Устное народное творчество. Сказки коренных народов Севера.

Устное народное творчество юкагиров

Пословицы и поговорки
Вместо того, чтобы ругать, лучше давать советы.
Если хочешь далеко видеть, не останавливайся на склоне холма, поднимись на его вершину.
Не надо поднимать много шума из–за пустяка, подобно чайке.
Душа девушки видна по тому, как она накладывает шов. Если нитки при шитьё ложатся аккуратно, с одинаковым размером и наклоном, то у девушки красивая душа.
Душа юноши определяется по тому, какая у него нарта. Если она сделана прочно, аккуратно и всегда приятно смотрится – значит, у юноши светлая душа.
Если хочешь стать настоящим мужчиной, не будь слугой у своей лени.

1. Объясни, как ты понимаешь смысл этих пословиц. В каких случаях можно их употребить?
2. Какие качества людей ценит народ?
3. Выучи наизусть понравившиеся пословицы.

Загадки

Кто–то хоть и не имеет ног, но быстро ходит. Только его следов никто не видит.
Один охотник ловит диких животных глазами.
Один старик днём радуется, тянется к небу высь, а ночью печа - лится, становясь маленьким как зрачок.
У одного пастуха лицо всё время красное, как у набегавшегося мальчика.
Олень серой масти каждое утро бродит по траве.
Некто надевает крылья, собираясь в путь.

1. Отгадай эти загадки. Какие слова в загадках помогли тебе отгадать их?
2. Какие загадки тебе больше всего понравились? Объясни почему.
3. Попробуй сам сочинить загадки.

Сказки
Девочка и луна
Была когда–то девочка – сирота. Мать и отец давно умерли, с тех пор жила она у родственников: у одних поживает, потом у других. Часто девочка голодала и мёрзла, потому что родственники плохо кормили и одевали сироту. Заставляли дрова рубить, воду носить, собак кормить, за детьми ухаживать. Если что не так сделает, били и обижали бедняжку. Долго так она мучилась.
Очень любила девочка на луну смотреть. Глядя вверх на круглую, жёлтую луну, она часто думала: «Там, наверно, хорошо, всегда тепло и светло. Может, мои родители туда ушли. Мне бы туда пойти, там пожить!»
Как-то раз родственники снова обидели девочку и отправили её за водой. Пошла она к проруби с двумя берестяными ведёрками. Смотрит – на небе ярко светит луна. Стоя возле проруби, долго–долго смотрела сирота на луну и незаметно стала с ней разговаривать, как с живой:
– Луна, луна, меня очень обижают, и некому за меня засту-питься. У тебя, наверно, там хорошо, тепло, светло. Когда ты по- являешься, я всегда смотрю на тебя. Возьми меня к себе. Здесь мне плохо.
В это время дверь дома, где жила девочка, открылась и кто-то закричал ей:
– Где ты там? Чем так долго занимаешься?
Пожалела девочку луна и приблизилась к ней. Девочка с вёдрами встала, будто отразилась в ослепительном круге луны. Так вместе они и ушли в небо. А тот, что кричал из дому, сказал всем:
–Наша девочка с луной ушла.
С тех пор юкагиры смотрят на луну и говорят:
– Вон та девочка - сирота, которую обижали родственники, с вёдрами стоит.
А некоторые смеются: « Лентяйка она была, вот от лени туда и ушла». Но вы не верьте им. Разве от хорошей жизни ушла с луной девочка – сирота?

1. Какие чувства ты испытал, услышав эту сказку?
2. Какое зло делали девочке её родственники?
3. Расскажи сказку по памяти.

Почему лиса красная

Старик и старуха жили, лису как дочку воспитывали. Старик рыбу ловил, на охоту ходил. Старуха юколу делала, мясо сушила. Юколу и мясо в амбаре хранили.
Лиса из того амбара еду таскала, очень жирной от этого стала. Однажды еда в доме кончилась, старуха старика в амбар послала:
– Старик, юколу, сушёное мясо принеси.
Старик пришёл в амбар – там ничего нет. Только следы лисы заметил. Старик домой прибежал, лису из-под лавки вытащил, за кончик хвоста схватил, бить стал. Так бил, что у лисы кровь везде выступила. Шкура её поэтому красной стала. Только кончик хвоста белым остался, его старик в руке держал.
1. Назови главных героев сказки.
2. Чем занимались старик и старуха?
3. Объясни смысл слова «юкола».
4. За что была наказана лиса?
Категория: Уроки, статьи | Добавил: solntsev5705
Просмотров: 1328 | Загрузок: 444 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]