Главная » Файлы » Уроки » Технология

Урок технологии в 5 классе "Промысел зайца в зимний период"
05.09.2011, 05:00

План урока технологии в 5 классе "Промысел зайца в зимний период"

Цель урока: закрепить основные знания о промысле зайца

Задачи урока:

- изучить виды и повадки зайцев

- научить учащихся обработке тонкой проволоки

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация "Промысел зайца в зимний период", тонкая проволока, наждачная бумага, петля-образец, инструменты.

 

План урока

 

1. Оргмомент (3 мин)

2. Презентация "Промысел зайца в зимний период" (20 мин)

3. Практическая часть (15 мин)

4. Подведение итогов (7 мин)

 

1. Оргмомент


 

Учитель:

- Дорообочиэ! (Здравствуйте!)

Учащиеся:

- Дорообочиэ! (Здравствуйте!)

Учитель:

- Ходимиэгэ эндьоон читнэни унэмэпки? (У какого животного длинный уши?)

- Пугэмэ - шойбэй, чиэдьэмэ - пойнэй? Туок кинтэк? (Летом - серый, зимой - белый? Кто это?)


Учитель знакомит учащихся с планом урока и представляет набор инструментов и материалов. Учащиеся должны знать технику безопасности при работе с проволокой и инструментом.

Перед началом показа презентации учащимся предлагается вспомнить, в каких юкагирских сказках встречается заяц. О чем повествуется в них. Как на юкагирском языке зовут зайца? В

Учащиеся должны усвоить тот важный факт, что мясо зайца играло большую роль в традиционном промысле юкагиров. Приводя пример из фольклора юкагирского народа о том, как однажды девушка пожалела сохатого и за это целый народ чуть не умер с голоду, необходимо учащимся привить чувство будущего охотника-промысловика и не испытывать жалости к добытому зверю. По мере прохождения дальнейшим тем, связанных традиционным промыслом, задача учителя - дать понять учащемуся важность успешной охоты и ее зависимость в жизни промысловика.

Справочно: Осень - начало промыслового года. Одул запирает речки, ставит сетки на озерах и на реках в местах улова, исправляет свои ловушки, делает новые, охотится на лосей и ремонтирует свою избу.

Но вот приходит беспокойная осень, озера и реки замерзли: выпал снег, началась зима. тогда он собирает свою котомку сухой рыбой (юколой). заменяющей сухари, берет легкую посуду. сделанную из жести и бересты, вскидывает на плечи неизменную кремневку. забирает простой. тугой лук, заменяющий ему посох. и идет пешком на лыжах в тайгу и горы белковать. Питается он мясом убитых белок и случайно застреленных глухарей и тетеревов. Куропаток и рябчиков он не бьет, экономит огнеприпасы, или при случае стреляет в них развильчатыми стрелами из лука. Если белка сидит на низком кедровнике, то он убивает ее из того лука стрелами с тупым наконечником; если она взбирается на высокую лиственницу, то бьет он из своей кремневки и с таким расчетом, чтобы одной пулей убить четыре-пять белок, для чего вкладывает определенный заряд, чтобы пуля, попав в белку, не прошла насквозь, а если и пройдет, то чтобы она застряла в дереве. Тогда охотник взбирается на дерево и выковыривает ее ножом, наспех закругляет ее зубами, заряжает и стреляет снова. и так до тех пор, пока она не сделается совсем маленькой; тогда он соединяет ее с другой маленькой пулькой и получает новую пулю...

...Если рыбы было запасено мало, то с середины декабря начинается голод, уносящий до начала марта немало жертв. Первыми погибают собаки, потом дети, мужчины и, после всех, женщины.

Но вот снег затвердел настолько, что может поднять лыжи, солнышко стало подниматься высоко - выше лиственницы; куропатки и зайцы вышли из-под снега, и белки вылезают из своих гензд...

Весенняя охота на лесную дичь и на зверя бывает удачной. В веселой погоне за зверем охотники состязаются в быстроте и неутомимости...

 

 

2. Презентация "Промысел зайца в зимний период"

 

Первый слайд знакомит учащихся с четырьмя видами зайцев, обитающих на территории России (слайд 2).

 

После краткого ознакомления с повадками зайцев каждого вида необходимо остановиться на зайце-беляке, распространенном в нашем крае. Именно о промысле на этот вид зайца направлена тема урока (слайд 3)

 

При демонстрации 4 слайда учитель показывает образец петли из проволоки в натуральном виде и наглядно демонстрирует ее размеры.

 

При демонстрации 5-11 слайдов необходимо четко дать понять учащимся важность того или иного следа. Ведь при выборе неправильного следа напрасным будет потрачено время в несколько дней.

 

 

 

 

 

 

 

При демонстрации 12 слайда учитель одновременно показывает инструмент и методы правильной работы с ним.

 

Далее необходимо показать учащимся как можно выровнять проволоку от изгибов и придать ей уже готовую круглую форму (слайд 13)

 

Из обработанной проволоки учитель начинает изготавливать петлю, ссылаясь на слайд 14. 

 

По окончании изготовлении петли учащиеся должны увидеть методы и правила ее установки (слайд 15)

 

3. Практическая часть

Учащимся выдается необработанная проволока, наждачная бумага и другой необходимый инвентарь. Опираясь на полученные знания учащиеся должны выполнить работу по изготовлению петли. Желательно во время практической работы учащимся показывать 4 слайд презентации.

 

4. Подведение итогов. Выставление оценок

За семь минут до окончания урока учитель останавливает работу учащихся, собирает изготовленные петли и предлагает ответить на вопросы теста (слайд 17).

 

В течение 5 минут необходимо сделать выводы по выполненным работам учащихся и указать на ошибки, совершенные в процессе работы и рассмотреть дефекты изделия. Оценки учащиеся должны получить за ответы на тест и практическую работу.


Скачать презентацию урока в 5 классе "Промысел зайца в зимний период"

Категория: Технология | Добавил: solntsev5705 | Теги: промысел зайца
Просмотров: 4472 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]