Главная » 2014 » Апрель » 24 » Моделирование задач как способ развития познавательного интереса на уроках математики
10:28
Моделирование задач как способ развития познавательного интереса на уроках математики

Аянитова Е.А., учитель математики Нелемнинской СОШ Верхнеколымского улуса им. Текки Одулока

Моделирование задач как способ развития познавательного интереса на уроках математики

«Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»

Лобачевский Н.И.

Учащиеся 7 класса Аня Винокурова и Женя Миронов со своим руководителем Аянитовой Е.А.

 

Интеграция внеклассной работы по математике с предметами регионального компонента в нашей школе реализуется ежегодно на предметных неделях, в декадах юкагирского языка, месячниках национальной юкагирской культуры. В рамках этих дней проводятся традиционные игры «Математическая охота», «Математическая рыбалка», различные конкурсы «Өнмэньи шоромопул» («Умники»), «Чумут өнмэньи» («Знатоки»), организуемые совместно с учителями физики, информатики, химии, биологии, географии. В содержание внеклассных мероприятий включаем задания, связанные с юкагирской национальной культурой, юкагирским языком, с литературой народов Севера. Тематика игр связана с традиционными промыслами юкагиров – охотой и рыболовством, юкагирским фольклором и др.

В последние годы в подготовительную работу обязательно входят разработка задач вместе с учащимися, осуществление полного или частичного перевода заданий на юкагирский язык. На мероприятиях задачи решают не только школьники, но и их родители и родственники. Например, при проведении в школе конкурса «Чумут өнмэньи» участниками игры выступили пары – ученик + родитель и ученик + взрослый родственник. На различных этапах этого конкурса-игры для совместного решения предлагались и задачи, переведенные на юкагирский язык. Взрослые были приятно удивлены тем, что дети быстро перевели текст на русский язык и смогли ответить на поставленные вопросы. Тогда родители высказали пожелание побольше включать такие задачи не только во внеклассные конкурсы, но и на уроки.

Несколько лет назад в интернет-портале «Первое сентября» мною была опубликована статья «Игра «Математическая охота». Два года назад по переписке случайно узнала от одного ученого из Москвы, что в нашу игру играют и в школах нашей столицы. Оказывается, игры с юкагирским компонентом интересны и детям других школ. Обмен опытом по использованию регионального компонента, безусловно, будет способствовать воспитанию толерантности, уважения к культуре народов мира.

Видя положительные результаты внеклассной работы с национально-региональным компонентом, наблюдая интерес учащихся к ней, мы продолжаем работать в этом направлении и уделяем большое внимание распространению нашего опыта. Так, в 2012 г. мое выступление «Региональный компонент на уроках математики и во внеклассной работе» на VI Республиканской научно-методической конференции «Математика в школе и в вузе», посвященной 300-летию М.В.Ломоносова, было отмечено дипломом III степени.

В прошлом году Нелемнинская школа как республиканская экспериментальная площадка защитила свой проект «Создание условий для формирования и развития языковой образовательной среды в школе как основы сохранения исчезающего юкагирского языка». Основная цель эксперимента – организация языковой среды не только в урочной деятельности, но и во внеурочной. Для меня как учителя математики важными являются следующие задачи: систематизировать задачи, разработанные совместно с учащимися, продолжить составление задач, осуществить под руководством носителя юкагирского языка перевод их на юкагирский язык, проиллюстрировать полученные работы рисунками учащихся, создать мультимедийные презентации. Математические задачи в основном имеют практическое содержание, но часть их основана на фольклоре народов Севера, в том числе юкагирском, и местном краеведческом материале, Среди заданий – задачи на составление уравнений, решение по действиям, на проценты, по теме «Масштаб» и т.д. В работу активно включились учителя юкагирского языка, родители, руководители кружков. Вот, например, задачи, придуманные и переведенные на юкагирский язык семьей Мироновых:

• Зимой мой дедушка поймал 16 зайцев, а осенью – 20. Сколько всего зайцев поймал мой дед? (Чиэдьэмэ мэт хаахаа куни мал5ал буди чол5ороплэк иидэмлэ, ньаадэмэ – атахун кунэль чол5ороплэк. Хамун чол5ороплэк иидэмлэ мэт хаахаа?)

• В ноябре охотник поймал 27 соболей, в декабре – на 5 больше, чем в ноябре, а в январе – на 8 соболей меньше, чем в декабре. Сколько всего соболей поймал охотник? (Шашшии киндьэгэ хаңичэ атахун кунэль пурки буди нохшопэлэк иидэмлэ. Йуко подьорхо киндьэгэ тудэл иидэм шашшии киндьэгэ титэ таасилэ айи ньа5анбоодьэ нохшоплэк иидэмлэ. Йоон шомор киндьэгэ тудэл йуко подьорхо киндьэгэт чаайэ нохшопэлэк иидэмлэ, мал5илэкун нохшопул эл льахуй. Хамун нохшопэлэк иидэм хаңичэ?).

Процесс моделирования задач с практическим содержанием способствует не только развитию познавательного интереса и повышению учебной мотивации, но и привлекает доступностью используемого материала, содержанием реальных знакомых ученикам ситуаций в условиях числовых данных.

В настоящее время мы работаем над набором текстов и переводом их на юкагирский язык. В этой работе нам помогает Ирина Алексеевна Дьячкова, руководитель кружка «Толмач» («Переводчик»). У нее же на уроках ИЗО учащиеся иллюстрируют тексты, собирают фотографии. Огромную помощь в переводе задач на юкагирский язык оказывает Любовь Николаевна Демина, знаток юкагирского языка и культуры.

Есть уже первые результаты нашей работы. В этом учебном году на улусной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее» учащиеся 7 класса Аня Винокурова и Женя Миронов выступили с проектом «Краеведческие математические задачи (по материалам книги В.И. Иохельсона «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы»)».

Несмотря на то, что подобные задачи с практическим содержанием не могут быть представлены единой самостоятельной дидактической системой задач, необходимой для закрепления всего теоретического материала, но применение их в учебно-воспитательном процессе дает позитивные результаты. Работа по созданию задач, использование их в урочной и внеурочной деятельности способствуют качественному изменению знаний учащихся, повышают уровень математической культуры учеников, приобщают детей к родному языку и культуре.

Просмотров: 813 | Добавил: solntsev5705 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]